Журнал «Следователь», Издательская группа «Юрист» №6, 1998. С.38-40
Сущность, содержание и правовая регламентация института приостановления предварительного следствия
Уголовно-процессуальное законодательство содержит перечень оснований, при наличии которых производство по делу может быть приостановлено. Приостановленным дело остается в пределах срока давности до тех пор, пока сами по себе не отпадут или не будут устранены обстоятельства, обусловившие его приостановление или возникнет необходимость производства дополнительных следственных действий. В этих случаях производство по приостановленному делу должно быть возобновлено и закончено в установленном законодательством порядке, либо может быть вновь приостановлено.
Правовые нормы, регулирующие институт приостановления предварительного следствия, содержатся в гл.17 УПК РСФСР ("Приостановление и окончание предварительного следствия"). На взгляд автора, объединение в одной главе УПК правовой регламентации условий и порядка приостановления и окончания предварительного следствия в определенной степени снижает процессуальное значение приостановления производства по делу, создает позицию тождества с окончанием расследования. Подобные недостатки правового регулирования учтены авторами нового проекта УПК РФ, подготовленного рабочей группой Министерства юстиции1, гл.27 которого посвящена только институту приостановления и возобновления предварительного следствия.
Как известно, в уголовном судопроизводстве России институт приостановления имеет достаточно длительную историю существования. Рассмотрим в чем же сущность указанного института?
На основе анализа норм уголовно-процессуального законодательства можно сделать вывод, что под приостановлением производства по делу понимается следующее:
— Временное несовершение по делу следственных действий, перерыв в ведении дела, оформленное постановлением следователя, прокурора или лица, производящего дознание, при наличии основания и соблюдения условий, указанных в законе, в целях приостановления течения процессуальных сроков2.
— Особая, исключительная уголовно-процессуальная форма, состоящая в вынесении органом дознания, следователем, прокурором и судом по основаниям, указанным в законодательстве, постановления или определения о приостановлении уголовного дела, а также в последующем о принятии мер к раскрытию преступления, розыску скрывшегося от следствия или суда обвиняемого, возобновлению уголовного дела и его окончанию в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством3.
В первом случае акцентируется внимание на таких признаках приостановления, как перерыв в производстве уголовно-процессуальных действий, наличие оснований, соблюдение условий, необходимость вынесения для этого постановления.
Во втором случаевыделяется исключительность данной формы, основания приостановления, меры по раскрытию преступления после приостановления, розыску скрывшегося преступника для возобновления производства по делу с целью его окончания в соответствии с порядком, установленным законодательством.
Некоторые авторы в числе важных для следствия признаков приостановления называют активную деятельность следователя после приостановления4 с целью последующего возобновления5.
Из изложенного следует, что внешней непосредственной формой выражения института приостановления независимо от оснований приостановления, предусмотренных п.п.1—3 ст.195 УПК РСФСР, выступает прежде всего прекращение процессуальной деятельности, оформленное соответствующим постановлением следователя, дознавателя, прокурора. В то же время за его внешней стороной нельзя не видеть того, что приостановление — это сложный институт уголовно-процессуального права, который не сводится только к простому перерыву в производстве по делу. Перерыв, как один из признаков приостановления, есть лишь обнаружение его сущности6.
Бесспорно, приостановление производства по делу при всех условиях — явление негативное, весьма нежелательное для выполнения задач, стоящих перед уголовным судопроизводством (ст.2 УПК РСФСР). В результате приостановления производства по делу окончить в оптимально кратчайший срок расследование не представляется возможным, в связи с чем нарушается и обычный порядок производства по делу.
Рассматривать же приостановление производства по делу только лишь как перерыв в расследовании — значит сводить сущность рассматриваемого института к бездеятельности органов дознания и предварительного расследования по приостановленным делам.
Сущность института приостановления в качестве одной из обязательных сторон независимо от основания, предполагает, по мнению автора, активный характер деятельности лиц, ведущих розыск и следствие, в устранении обстоятельств, повлекших приостановление дела. В частности, при заболевании обвиняемого иным тяжким заболеванием следователь должен активно следить как за его выздоровлением, так и затем, чтобы он не уклонялся от лечения.
После приостановления производства по делу прекращается процессуальная деятельность следователя7. Факт вынесения постановления констатирует начало перерыва в ведении следствия и означает, что следователь по закону никаких конкретных следственных действий в целях получения доказательств, изобличения лица и т.д. производить не вправе, процессуальных решений не выносит.
Однако деятельность следователя по приостановленным делам вплоть до возобновления должна протекать в иной, не процессуальной форме. Уголовно-процессуальное законодательство, к сожалению, не регламентирует деятельность следователя, когда производство по делу приостановлено, тем не менее ни следователь, ни орган дознания свою деятельность по приостановленному делу прекращать не должны.
Так, например, в производстве органа дознания и следователя встречаются уголовные дела, когда заболевший обвиняемый во время совершения преступления причинил имущественный ущерб потерпевшему или юридическому лицу. По таким делам, приостановленным в соответствии с п.2 ст.195 УПК РСФСР, следователь или дознаватель должен проводить активные действия, направленные на розыск имущества обвиняемого, потерпевшего и обеспечения возможности возмещения потерпевшему материального ущерба. По мнению автора, эти действия должны проводиться как по просьбе потерпевшего или гражданского истца, так и по инициативе следователя или лица, производящего дознание.
С учетом изложенного, на наш взгляд, можно констатировать, что приостановление предварительного следствия — это перерыв в процессуальной деятельности следователя, вызванный, во-первых, объективно существующей невозможностью следователя продолжить и закончить в установленный срок расследование по делу в связи с отсутствием обвиняемого или лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого и, во-вторых, начинающейся с момента вынесения постановления о приостановлении следствия и заканчивающейся вынесением постановления о его возобновлении или прекращении.
Полагаем, следует согласиться с авторами, исследовавшими рассматриваемый вопрос, в том, что нельзя рассматривать приостановление уголовного дела как исключительную процессуальную форму. Ведь никто же не ведет речь об исключительности института прекращения уголовного дела (ст. ст.5,6—9 и 208 УПК), исходя из того, что это отступление от нормального хода уголовного процесса8. Солидарен в этом и СП. Ефимичев, который писал, что ничего исключительного в этой форме нет и быть не может. Это обычный уголовно-процессуальный институт, урегулированный совокупностью норм уголовно-процессуального права9.
Против трактовки приостановления производства по делу как исключительной формы свидетельствует и число дел, приостановленных производством. Только в Московской области было приостановлено 39 592 уголовных дела в 1992г., 40 705 — в 1993, 34 488 - в 1994, 36 353 - в 1995, 29 425 - в 1996 и 20 685 уголовных дел приостановлено за 11 месяцев 1997г.10
Приостановление дела нельзя считать исключительной процессуальной формой еще и потому, что оно не является атрибутом, присущим только российскому уголовному процессу.
Не может трактоваться в качестве исключительной данная процессуальная форма и потому, что без нее уголовный процесс обойтись просто не может. Ведь на отдельных стадиях могут возникнуть и возникают процессуальные ситуации, связанные, например, с выбытием из процесса обвиняемого, которые нуждаются в детальном урегулировании процессуальным законодательством. Поэтому полагаем, что институт приостановления производства по уголовному делу следует рассматривать как обычный институт уголовного процесса.
В то же время с точки зрения родовой принадлежности (правовой природы) приостановление дела не является составной частью или элементом какого-либо другого, более общего, института уголовного процесса или какой-либо его стадии. Это — самостоятельный, единый институт уголовного процесса, принадлежащий тем его стадиям, в которых процессуальная деятельность затруднена, невозможна или нецелесообразна без участия обвиняемого или лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
В самом общем виде можно говорить, что сущность приостановления производства по уголовному делу сводится к тому, что с принятием о том процессуального решения процессуальная деятельность по делу не прерывается (не прекращается), а лишь прерывается дальнейшее движение процесса к очередному его этапу (части), либо стадии для устранения препятствий, послуживших основанием к приостановлению дела. Аналогичную мысль по этому вопросу высказали М.Е. Клюкова11 и В.Е. Гущев12.
Приостановление производства по уголовному делу заключается в принятии компетентными на то должностными лицами или органами процессуального решения о прекращении с данной стадии движения уголовного процесса к дальнейшей стадии в целом либо в отношении какого-нибудь обвиняемого.
Приостановление дела не может рассматриваться как форма окончания дознания или предварительного следствия, а также как форма разрешения дела по существу. В одних случаях приостановление дела означает временное прекращение движения уголовного процесса по делу в целом, если производство ведется в отношении одного обвиняемого. А в других, когда по делу имеется несколько обвиняемых, приостановление производства по делу в отношении одного из них не может сопровождаться прекращением движения уголовного процесса по делу в отношении других обвиняемых.
Из сказанного можно сделать вывод, что приостановление производства по уголовному делу на стадии предварительного расследования — это период времени, начинающийся с момента вынесения следователем, дознавателем или прокурором постановления о приостановлении предварительного следствия, обозначающего переход на иной режим уголовно-процессуальной деятельности по делу, при котором с одной стороны предпринимаются соответствующие уголовно-процессуальные действия по устранению обстоятельств, послуживших основанием к приостановлению дела, а с другой не допускается движение уголовного процесса по делу (в отношении данного обвиняемого) к очередной стадии или к очередной стадии соответствующей части и заканчивающийся вынесением постановления о возобновлении предварительного следствия или о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности.
1 Юридический вестник. М. 1995. №31.
2 Коврижных Б.Н. Надзор прокурора за законностью приостановления уголовного дела в случае не установления лица, совершившего преступление. Харьков. 1982; Жогин Н.В., Фаткулин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М. 1965; Якупов Р.Х. Возобновление предварительного следствия. Волгоград. 1976.
3 Быков В.М., Ломовский В.Д. Приостановление производства по уголовному делу. М. 1978.
4 Репкин Л.М. Приостановление предварительного следствия. Волгоград. 1971.
5 Бердичевский Ф. Работа следователей по приостановленному делу / Социалистическая законность. 1973. №4; Даровских Ю.В. Процессуальные и организационные основы по уголовному делу, приостановленному в связи с розыском скрывшегося обвиняемого // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 1994.
6 Быков В.М., Ломовский В.Д. Приостановление производства по уголовному делу. М. 1978.
7,8,11Аналогичного мнения придерживаются многие процессуалисты. См.:Клюкова М.Е. Приостановление дела в советском уголовном процессе // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань. 1990.
9 Ефимичев С.П. Предварительное расследование и его роль в реализации уголовной ответственности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград. 1987.
10 Статистические данные СУ ГУВД Московской области за 1992-1997 гг.
12Гущев В. Е. Процессуальные вопросы приостановления производства по уголовному делу на предварительном следствии и в суде // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 1971.